Обеспеченность общественным транспортом Белгородской агломерации как фактор устойчивого развития

Авторы

  • Павел Игоревич Разенков Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Андрей Геннадьевич Корнилов Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7443-2024-48-2-162-173

Ключевые слова:

селитебная зона, устойчивое развитие, спрол, ступность общественного транспорта, автомобилизация городской среды, пассажирооборот, транспортная мобильность

Аннотация

В статье проведено исследование города Белгорода и его пригородов на предмет обеспеченности селитебных пространств маршрутами общественного транспорта. Целью статьи является отражение сложившегося положения общественного транспорта в разных частях селитебной зоны Белгорода и районирование селитебной зоны по степени вовлечённости в маршрутную сеть города. Задача исследования заключается в картографировании маршрутов общественного транспорта и сопоставлении численности маршрутов, проходящих через конкретную селитебную территорию, для оценки степени вовлечённости данной территории в маршрутную сеть города. Число маршрутов определяет возможность перемещения в разные части города и пригорода. Проведены параллели между спроловой застройкой пригородов американских городов и современной застройкой частного сектора в Белгороде. Обозначены недостатки сформированной селитебной застройки с точки зрения устойчивого развития и экологизации поселения.  Составлены карты маршрутной сети общественного транспорта города, на тематической карте отражена интенсивность движения автобусов на разных участках дорожной сети. Дана оценка влияния плотности населения на степень обеспеченности автобусными маршрутами горожан. Проведено районирование селитебной территории города по степени доступности общественным транспортом. Определена численность населения, проживающего в условиях разной степени доступности общественного транспорта. Территории с высокой степенью обеспеченности общественным транспортом можно считать в большей степени соответствующими концепции устойчивого развития.   Около 23,1 % населения города живут в условиях доступности общественного транспорта низких и ниже среднего. 

Биографии авторов

Павел Игоревич Разенков , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности Института наук о Земле, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Андрей Геннадьевич Корнилов , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор географических наук, заведующий кафедрой географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности Института наук о Земле, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Гришаева Ю.М., Матанцева О.Ю., Спирин И.В., Савосина М.И., Ткачева З.Н., Васин Д.В. 2018. Устойчивое развитие транспорта в городах России: опыт и актуальные задачи. Юг России: экология, развитие, 13 (4): 24–46. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-4-24-46.

Дорохов Р.А., Синицын Н.А. 2020. Спрол в России: рост и структурная трансформация пригородов Белгорода. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 84(2): 191–206. https://doi.org/10.31857/S2587556620020053.

Зубаревич Н.В. 2010. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала. Общественные науки и современность, 5: 5–19.

Нотман О.В. 2021. Концепция 15-минутного города как основа устойчивой модели развития мегаполиса в условиях современных рисков. Урбанистика, 3: 73–85. https://doi.org/10.7256/2310-8673.2021.3.35086.

Разенков П.И., Корнилов А.Г. 2023. Дифференциация плотности населения в пределах крупного города для выявления уровня антропогенной нагрузки (на примере Белгорода). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле, 23(3): 168–175. https://doi.org/10.18500/1819-7663-2023-23-3-168-175.

Разенков П.И., Лопина Е.М., Шульгин В.М., Жидких Д.В. 2021. Функционально-планировочное зонирование города как инструмент социально-экономического развития и геоэкологической оценки. Московский экономический журнал, 10: 73–86. https://doi.org/10.24412/2413-046Х-2021-10629.

Трейвиш А.И. 2016. Сельско-городской континуум: судьба представления и его связь с пространственной мобильностью населения. Демографическое обозрение, 3(1): 52–70. https://doi.org/10.17323/demreview.v3i1.1763.

Чугунова Н.В., Полякова Т.А., Лихневская Н.В. 2013. Развитие системы городского расселения Белгородской области. География и природные ресурсы, 1: 112–118.

Чугунова Н.В., Полякова Т.А., Морковская Д.Н., Ткачев Е.В. 2023. Поляризация пространства староосвоенного региона как фактор «сжатия». На материалах Белгородской области. Региональные геосистемы, 47 (2): 226–237. https://doi.org/10.52575/2712-7443-2023-47-2-226-237.

Anas A., Lindsey R. 2011. Reducing Urban Road Transportation Externalities: Road Pricing in Theory and in Practice. Review of Environmental Economics and Policy, 5(1): 66–88. https://doi.org/10.1093/reep/req019.

Cervero R. 2014. Transport Infrastructure and the Environment in the Global South: Sustainable Mobility and Urbanism. Jurnal Perencanaan Wilayah dan Kota, 25(3): 174–191. https://doi.org/10.5614/jpwk.2015.25.3.1.

Donchenko V., Kunin Y., Ruzski A., Barishev L., Trofimenko Y., Mekhonoshin V. 2016. Estimated Atmospheric Emission from Motor Transport in Moscow Based on Transport Model of the City. Transportation Research Procedia, 14: 2649–2658. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.423.

Garau C., Masala F., Pinna F. 2016. Cagliari and Smart Urban Mobility: Analysis and Comparison. Cities, 56(1): 35–46. https://doi.org/10.1016/j.cities.2016.02.012.

Moreno C., Allam Z., Chabaud, D., Gall C., Pratlong F. 2021. Introducing the “15-Minute City”: Sustainability, Resilience and Place Identity in Future Post-Pandemic Cities. Smart Cities, 4(1): 93–111. https://doi.org/10.3390/smartcities4010006.

Niglio R., Comitale P.P. 2015. Sustainable urban mobility towards smart mobility: The case study of Bari area,Italy. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment, 8(2): 219–234. https://doi.org/10.6092/1970-9870/3009.

Oueslati W., Alvanides S., Garrod G. 2015. Determinants of Urban Sprawl in European Cities. Urban Studies, 52(9): 1594–1614. https://doi.org/10.2139/ssrn.2397141.

Stawiarska E., Sobczak P. 2018. The Impact of Intelligent Transportation System on the Sustainable Growth of Passenger Transport in EU Regions. Sustainability, 10(5): 1318. https://doi.org/10.3390/su10051318.

Pinna F., Masala F., Garau C. 2018. Urban Policies and Mobility Trends in Italian Smart Cities. Sustainability, 9: 494. https://doi.org/10.3390/su9040494.

Pojani D., Stead D. 2015. Sustainable Urban Transport in the Developing World: Beyond Megacities. Sustainability, 7: 7784–7805. https://doi.org/10.3390/su7067784.

Yigitcanlar T., Fabian L., Coiacetto E. 2008. Challenges to Urban Transport Sustainability and Smart Transport in Atourist City: The Gold Coast. The Open Transportation Journal, 2(1): 29–46. https://doi.org/10.2174/1874447800802010029.


Просмотров аннотации: 35

Поделиться

Опубликован

2024-06-30

Как цитировать

Разенков , П. И., & Корнилов , А. Г. (2024). Обеспеченность общественным транспортом Белгородской агломерации как фактор устойчивого развития. Региональные геосистемы, 48(2), 162-173. https://doi.org/10.52575/2712-7443-2024-48-2-162-173

Выпуск

Раздел

Науки о Земле

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)