О модернизации системы водного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга: географические детерминанты

Авторы

  • Иван Владимирович Макеев Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7443-2021-45-3-328-340

Ключевые слова:

водный транспорт, воднотранспортная система, географические детерминанты, р. Нева, экологическое состояние

Аннотация

Избранная в качестве объекта исследования отрасль российского транспорта находится в состоянии глубокой депрессии. Помимо сугубо экономических причин сложившейся ситуации, на низкой эффективности работы речного транспорта сказываются ухудшение гидрологических условий навигации, загрязнение речных артерий, деградация береговой инфраструктуры и т.д. Это обстоятельство актуализирует проблему совершенствования системы водного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга с географической позиции. Цель исследования – углубление имеющихся и разработка новых географических подходов к повышению экономической и социальной эффективности пассажирских перевозок на водном транспорте применительно к условиям одного из крупнейших городов Европы. В качестве детерминирующих развитие отрасли авторами рассмотрены гидрологические, климатические, геолого-геоморфологические факторы, экологическое состояние рек и каналов, развитие береговой инфраструктуры. Автором проанализированы возможности формирования интермодальных пассажирских перевозок с учетом общественной функции внутреннего водного транспорта Санкт-Петербурга. При этом в качестве основных императивных позиций рассмотрены социальный, а не коммерческий эффект его деятельности; сезонность и неравномерность загрузки пассажирского городского флота; учет графика введения в строй новых жилых комплексов в зоне влияния Невы, ее притоков, каналов и Невской губы. Сделан вывод о том, что доля услуг пассажирского водного транспорта, осуществляемая в экскурсионно-прогулочном сегменте Санкт-Петербурга, может быть резко увеличена, способствуя тем самым региональному накоплению, созданию новых рабочих мест, экономическому и социальному развитию Петродворца, Кронштадта, Зеленогорска и других прибрежных пригородных мест.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иван Владимирович Макеев, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

аспирант кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Горкин А.П. 2013. Социально-экономическая география: понятия и термины: словарь-справочник. Смоленск, Ойкумена, 328 с.

Кублицкий Г.И. 1948. Великая речная держава. М., Речиздата, 216 с.

Орлова Н. 2018. Попробуем воду. Санкт-Петербургские ведомости, 108. Электронный журнал. URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/51340691 (дата обращения: 20 июня 2018).

Баранова Ю.О. 2012. Интермодальные и мультимодальные перевозки: проблемы терминологии. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 6: 85–88.

Безрукова Н.Л. 2014а. Методологические основы развития речного круизного рынка в России. М., Машбюро, 163 с.

Безрукова Н.Л. 2014б. Центры развития речных круизов как основа межрегионального развития туризма. Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 4: 200–203.

Василенок В.Л., Негреева В.В., Шевченко Я.В. 2015. Организация интермодальных перевозок: международный и российский опыт. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 4: 77–88.

Васильева О.Е., Дмитриева А.А., Макеев И.В. 2018. Особенности развития внутреннего водного транспорта России на современном этапе. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные Науки, 4 (200): 64–71.

Войт М.Н. 2013. Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения. Сервис Plus, 4: 39–47. DOI: 10.12737/1695.

Докукина Е.В., Мухоморова И.В. 2016. Перспективы круизного туризма в России. Вопросы региональной экономики, 4 (29): 1–7.

Егоров Г.В. 2012. Анализ опыта европейских речных круизов и его влияние на проектирование отечественных пассажирских судов нового поколения. Морской вестник, 3: 23–28.

Макеев И.В., Дмитриева А.А. 2017. Речной пассажирский транспорт Санкт Петербурга: что мешает развитию. Общество. Среда. Развитие, 1 (42): 115–121.

Макеев И.В. 2018. Речной пассажирский транспорт Санкт Петербурга: поиски точек роста. Общество. Среда. Развитие, 1 (46): 152–157.

Рыжова Л.П. 1998. Адаптация речного транспорта России к рыночным преобразованиям. Автореф. дис. … док. эконом. наук. Москва, 50 с.

Серебренникова А.В. 2000. Речной туризм в России и пути повышения его эффективности. Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Москва, 28 c.

Hann M., Piotrowski I., Wos K. 2014. Adaptation of the Oder River for the purposes of inland water transport. Logistyka, 6: 13313–13321.

Marciniak Z. 2013. The lower Vistula in the aspect of the E40 and E70 international shipping routes. Acta Energetica, 2 (15): 153–168. DOI: 10.12736/issn.2300-3022.2013212.

Nam K., Win E. 2014. Competitiveness between road and inland water transport: the case of Myanmar. Transport Problems, 9 (4): 49–61.

Rodrigue J.P., Comtois C., Slack B. 2006. The geography of transport systems. New York, Routledge, 284 p.

Sriraman S. 2010. Long Term Perspectives on Inland Water Transport in India. RITES Journal, 12 (1): 18.1–18.14.

Waterway Transport on Europe’s Lifeline, The Danube: Impacts, Threats and Opportunities. World Wide Fund for Nature, Vienna. 2002, 134 p.


Просмотров аннотации: 198

Поделиться

Опубликован

2021-09-30

Как цитировать

Макеев, И. В. (2021). О модернизации системы водного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга: географические детерминанты. Региональные геосистемы, 45(3), 328-340. https://doi.org/10.52575/2712-7443-2021-45-3-328-340

Выпуск

Раздел

Науки о Земле